Папярэдняя старонка: Белорусская Народная Республика

Ліст Вацлава Ластоўскага да рэдактара 'Эхо' (Aidas) 


Аўтар: Ластоўскі Вацлаў,
Дадана: 27-06-2013,
Крыніца: Вачыма В. Ластоўскага // Спадчына №2-1993. С. 27-29.



Увазе чытача прапануецца невядомы раней ліст Вацлава Ластоўскага. Ен не патрабуе асаблівага камэнтару - тэкст гаворыць сам за сябе. Нягледзячы на тое, што твор напісаны ў 1924 годзе, праблемы, закранутыя ў ім, ня страцілі надзённасьці i сёньня.

Ластоўскі накіраваў гэты ліст да рэдактара штодзённае грамадзка-палітычнае газэты «Эхо» (Aidas), што выдавалася ў Коўне ў 20-я гады расейскімі эмігрантамі. У беларуска-літоўскіх адносінах стаяла на пазыцыях Літоўскага ўраду. Матэрыял так i ня быў апублікаваны, рэдактар вярнуў яго Ластоўскаму на дапрацоўку.


Милостивый Государь Господин Редактор.

Мне, как старому белорусскому деятелю, больно было читать характеристику белорусского движенія, изложенную въ Вашей Уважаемой газете (L. S. № 109, 15.V), тем более, что изложеніе не совсем соответствует действительности.

Для меня, который стоит в первых рядах белорусского возрожденского движенія уже многія годы, было совершенно ново, что среди белорусов существует направленіе монархистическое. Я думаю, - даже более, - совершенно уверен в том, что такого направленія белорусское движете совершенно не имеет.

Белорусы уже к началу XIX ст. представляли собой исключительно крестьянскій народ; его бывшее дворянство поголовно ассимилировалось с Полякамі i частично Русскими. Этим обусловилось то, что белорусское національное возрожденіе началось не с верхних національных слоев и не с церкви, а зародилось i росло вместе с распространеніем соціализма. Первыя соціалйстйческія об'единенія выдвинули белорусское возрожденское движение, питали его и питают по сіе время. Белорусское возрожденіе держиться исключительно на крестьянских массах и ея представителях. Крестьянскія белорусскія массы и крестьянская интеллигенція впоследствии, въ наше время, выдвинули и идею возрожденія белорусской (крывской) государственности.

Въ 1917 году Всебелорусскій Учредительный конгресс в Минске (1870 депутатов) провозгласил независимость Белоруссии. За свою независимость белорусы боролись, проливали кровь, несли и несут бесчисленные жертвы.

Да, бывшій многія годы порабощенным, белорусскій народ проснулся національно и требует себе государственной независимости как непременного условія для своего духового раскрепощешя.

Ясно, что это стремленье к независимости «затрагивает» интересы русского и польского имперьялизма, которія, въ трогательном единении Третьяго Русского интернаціонала с польской эндэціей, разделили белорусскую территорию между Россіей и Польшей пресловутым Рыжским Миром.

Ясно, что белорусское стремленіе к независимости имеет многочисленных и лютых врагов в рядах національно настроенных русских (единая и неделимая Россія с царём или без царя безразлічно!) и поляков (Польша въ границах 1772 года!).

I вот почему я утверждаю, что обвиненье белорусского движенія въ монархизме есть абсурдом, ибо белорусское возрожденіе, и - какого бы то ні было толка - русскій или польскій имперіализм, две разныя, совершенно не совместимыя, стихіи.

Основами белорусского возрожденія служат: 1) историческія традиции своей государственности, просуществовавшей как федеральная единица в связи с Литвой и Польшей до конца XVIII ст.; 2) этнографическій элемент со своим особым языком из семьи славянских, особым своеобразным укладом жизни и экономическими видами и требованіями; 3) расовый элемент: белорусы (крывічы) и русскіе две разныя расы. Данныя антропологии свидетельствуют, что мы, белорусы (крывічы), по антропологическим особенностям принадлежим к арійскому типу, а Русскіе, или собственно Великорусы, являются ославянившимися (по языку) монголами.

Следовательно, белорусское движете (является), по существу, не просто сепаратным от Росіі, а движеніем національно расовым, и въ этом отношеній оно сходно с движеніем ирландским.

От самого зарожденія белорусского возрожденья, как выше было сказано, оно руководится групами соціалистическй настроеными. В період 1905 года руководила белорусским двйженіем «Белорусская Соціалистическая Грамада», впоследстви распавшаяся на «Партію Белорусских Соціалистов Революціонеров» и «Партію Белорусских Соціал-Демократов». Во время немецкой окупаци в Минске (1918 г.) создалась безызвестная и немногочисленная (4-5 человек) группа «Белорусских Соціалистов Федералистов», последняя никогда не имела вліянія и не распространялась дальше своих основателей. Во время россійской революціі, 1917 года, появилась «Коммунистическая Партія Белоруссии». Въ последнія годы (1920-1921) начала развивацца національно настроеная группа «Селянский Союз».

Все вышепереименованные белорусскія партіі, кроме коммунистов, борятся за Независимую Белорусскую Демократическую Республику. Последовательный порядок перечисленія партій показывает степень их вліянія, требуется оговорка только относительно коммунистов. Как известно, «Коммунистическая Партія Белоруссии» рувокодит «Белорусской Соц. Советской Республикой». Вліяніе ее там довольно велико благодаря тому, что она сумела отстоять перед московским центром право вести національную работу: создавать школы, издательства на белорусском языке и проч. Но въ последнія годы не меншее начинает пріобретать влияніе коммунистическая партія и на белорусской территоpiи, вошедшей въ состав Польши. Коммунисты достигли тут успехов, благодаря всевозможного характера преследованіем, которым подвергаются белорусы под польской окупаціей. Въ этом случае польскій шовинизм оказался лучшим рассадником коммунизма, среди белорусского населенія. Однако из этого не следует, что белорусы, особенно руководящие белорусским движеніем верхи, бескритически относятся к этому распространенію коммунизма. Лучшим доказательством противокоммунистической борьбы является существоваше и громадное вліяніе других партій, особенно в последнее время груп с ясно обозначившейся національной программой, которые начинают пріобретать всё большій престиж въ массах.

Вліяніе духовенства на белорусскія массы, благодаря тому, что церковь православная несет русификацию, а католическая опостылевшую белорусам полонизацію, незначительно. Група ксендзов-белорусов, хотя и довольно значительная, но не проявляет активности; група белорусов - православных священников - не многочисленна и не крепко національна.

Около ідейного белорусского двйженія всё время пищат разного пошиба авантюристическія и безыдейныя элементы, вроде упомянутого Вамі Балаховича, которій белорусским съездом въ Праге [1] въ 1922 году объявлен врагом белорусского народа и никоим образом не может представлять белорусское движение.

Вот объективное йзложеніе настоящего состоянія белорусского двіженія.

Теперь относительно позицiи, занимаемой белорусскими партіями и групами, к Латвiи. Предоставленіе белорусам въ Латгалiи національной автономій было встречено всеми белорусскими организаціямй и партіями как дружественный акт Латвійского Народа. Белорусское движете в целом, въ лице представителей своих организацій и партій, приняло этот акт с глубокой благодарностью и весьма дорожило им. Мы должно оценивали значеніе клочка земли въ міре, где не только не преследовали белорусов за то, что они белорусы, но где наравне с другими белорусы пользовались правом на культурное развитие. И со стороны белорусского движенія до сих пор не было ни одного акта, которій-бы оспаривал у Латвии Латгалию. Карта «Белорусской Народной Республики», печатаная въ 1918 году, когда еще не былі зафиксированы настоящш границы Латвiи, обозначает красной линіей территорію расселенія белорусов, но не указывает, где белорусы, на азначенной территории, составляют большинство. К таким территоріям принадлежит и Латгалія. Там белорусское населенье существует в меншинстве. Вдобавок, мне не представляется возможным отторженіе латгальской территорій белорусами (если-бы даже такая тенденція существовала), ибо у белорусов нету до сих пор своей государственной территopiи. А отторженіе к частям, окупированным Польшей или Сов. Россіей, было бы сверх курьезным и самое меншее неразумным.

И мне кажется, что вся буря, разразившаяся так грозно в Латгалiи над головами белорусских учителей, является последствіем провинціональных сплетен и интриг, с одной стороны, лиц и груп, оккульствующих около белорусского движенія, с другой - недоброжелателей всякого сепаратизма въ общем, а белорусского въ частности. Я тут подразумеваю россіиских и польских имперіалистов.

Я думаю, что созданіе независимой Белоруссии въ Латвийском народе и его руководящих кругах может пользоваться вполне понятными симпатіями как народа, которій сам недавно сбросил с себя чужой гнет. Точно также, как среди общественных белорусских кругов пользуется искренней стмпатіей Латвія, Літва, (Эстонія; народы, как и наш, крестьянскія, но раньше нас сумевшія отстоять свою независимость, а этим самым служащия для нас примером и надеждой на осуществление наших стремленій. Мы прекрасно понимаем, что существованье независимых балтійских республик тесно связано с возможностью нашего освобожденія, и поэтому белорусское движете дорожит независимостью каждой из новообразовавшихся республик, как залогом своего въ будущем раскрепощения.

Я буду весьма Вам обязан Гн. Редактор, если Вы ради выясненія истины соблаговолите поместить въ Вашей уважаемой газете настоящее мое письмо.

Примите заверение в искреннем к Вам почтении

ВЛАСТ

б. Председатель Совета Министров Белорусской

Народной Республики.

В Латвійской прессе, между другими обвиненіями, появились и обвиненія на издаваемый мною въ Ковно журнал «Кривич», которому была приписана также тенденция «латгальского» сепаратизма, что, разумеется, является чистейшим вымыслом, о чем прошу убедиться из пересылаемого вместе с сим письмом, комплекта «Кривича».

ВЛ.

Публікацыя i камэнтар Марыі АЎСЯНАЙ.



[1] Канфэрэнцыя ў Празе адбылася ў верасьні 1921 г.

 
Top
[Home] [Maps] [Ziemia lidzka] [Наша Cлова] [Лідскі летапісец]
Web-master: Leon
© Pawet 1999-2009
PaWetCMS® by NOX