Папярэдняя старонка: Войны часоў Напалеона

1812 г. в Минской губернии 


Дадана: 02-05-2012,
Крыніца: Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 128. Петербург, 1909. С.461-469.



Записка Минского Губернатора от 31 мая 1838 г. о состоянии губернии в 1812 году[1]

(В. y. А. П. 1835. XII. 196).

Во второй половине июня месяца 1812 г. войска Наполеона вступивши в Минскую губернию тремя колоннами: 1-я из них, составлявшая главную армию, следовала чрез Вилейский и Дисненский уезды; 2-я, под начальством князя Экмюльскаго, чрез Минский и Игуменский, a 3-я, под командою генерала Латур-Мобура, чрез Слуцкий, Бобруйский и Игуменский же уезды. Вслед за российскими войсками, под командою князя Багратиона, шел корпус генерала Латур-Мобура, держа направление чрез местечко Глуск, мимо крепости Бобруйска и переправился чрез реку Березину, в м. Свислочи и дер. Панюшковичах, в 14 и 40 верстах от крепости Бобруйска. Принадлежащая к сему корпусу дивизия генерала Домбровскаго, отделясь от своего отряда, заняла лежащее в 40 верстах от крепости Бобруйска местечко Свислочь и протянулась на пространстве от Слуцка до Стараго Быхова, Могилевской губ., составив, таким образом, наблюдательный корпус за крепосттю Бобруйской. Главная же армия следовала чрез Виленский, Дисненский и Борисовский уезды, по Смоленской дороге.

Проходя по этому направлению Минскую губернию, французские войска не только разоряли везде жителей самопроизвольными и непомерными поборами, но грабили даже имущество частных лиц, дозволяя себе при сих случаях всевозможные злоупотребления и насилия в такой степени, что Наполеон принужден был отдать в м. Глембоком, от 20 числа июня, приказ по армии, коим повелевалось всех оставшихся сзади армий воинских чинов, не имевших на то законных видов, арестовывать и представлять в ближайшие военно-судныя комиссии, которым вменено было в обязанность осуждать на смерть всех без изъятия лиц, уличенных в грабеже и мародерстве. Вследствие сего распоряжения назначены были воинские команды для поимки мародеров, a для отобрания от них заграбленных вещей и отдачи таковых, по принадлежности, хозяевам установлена особая комиссия, из трех членов состоявшая, и оповещены все жители прокламациею.

Несмотря однако же на строгость этих мер, переход французских войск чрез Минскую губернию и кратковременное пребывание в оной некоторой части из них до того обеднили как городских жителей, так равно и помещиков, и крестьян, что, по изгнании неприятелей, многие не в состоянии были уплачивать обыкновенных податей, и по доведении сего обстоятельства покойным фельдмаршалом, князем Кутузовым-Смоленским, до Высочайшего сведения, - блаженной памяти Государь Император Александр I повелеть соизволил учредить в г. Вильне Главный Комитет по Виленской, Минской и Гродненской губерниям и Белостокской области, до всем же уездным и губернским городам сего края - низшие Комитеты, коим, между прочим, поручено было: собрать точные сведения о потерях, понесенных жителями от французских войск и привести в известность, как много в сих губерниях убыло от нашествия неприятеля людей обоего пола и домов. Донесения о сем требовались от домовладельцев и обществ порознь и доставлены в Главный Виленский Комитет, a потому и точные сведения о сих предметах можно только получить из дел бывшего Виленского Реквизиционного Комитета; в архиве же Минского Губернского Правления на сей счет не отыскано ничего положительного; известно только, что более прочих понесли от нашествия неприятеля потерь жители Вилейскаго, Дисненскаго и Борисовскаго уездов, которые однако же вознаграждены заботливостью нашего Правительства, выдавшего по представлениям Виленской Главной Реквизиционной Коммиссии, Дисненскаго уезда помещику Иосифу Лопатинскому, за понесенныя им убытки-222.000 рублей ассигн., помещикам Борисовскаго уезда- 189.352 руб. ассигн. и 72 коп., a прочим, по мере их потери. Вспомоществованиями разных частных лиц и удачным сбытом хорошего урожая хлеба, жители постепенно исправили претерпенныя разорения и нечувствительно пришли теперь в первобытное свое состояние.

Когда известие о вступлении неприятельских войск в Минскую губернию подтвердилось, гражданский губернатор, вице-губернатор чиновниками губернского правления и казенной палаты, a также многие другие лица как гражданского, так и духовного ведомства, в Российской службе находившиеся, с семействами своими удалились из г. Минска в уездный гор. Речица, как пункт, прикрытый Бобруйской крепостью, a некоторые отправились в Российские внутренние губернии; из числа же оставшихся по каким-либо обстоятельствам в гор. Минске русских оказали истинное человеколюбие и похвальную преданность отечеству: Советник Губернского Правления, покойный Егор Агафонович Чоглоков, по дряхлости и слабости здоровья не могший следовать вместе с прочими чиновниками, минские третьей гильдии купцы, два брата Байковы, и Иван Раков. Эти благомыслящие граждане, издавна пользовавшиеся хорошим общественным мнением, обратили на себя внимание тогдашнего Правления и до того были почтены его доверием, что им поручены были в особенности надзор за госпиталем русских пленных. Принятые на себя обязанности не только исполнили они с величайшим усердием и точностью, но даже весьма часто и в значительной степени вспомоществовали соотечественникам своим собственным имуществом. За таковые благородные поступки помянутые купцы Байковы и Раков, по представлению начальства, Всемилостивейше пожалованы золотыми медалями для ношения на шее.

Корпус князя Экмюльскаго в последних числах июня месяца занял город Минск; этот маршал, до получения окончательных распоряжений своего Государя, учредил в Минске временную Административную Комиссию, под председательством генерала французских войск Барбанегра; президентом назначен был. князь Михайло Пузына, a комиссаром со стороны французской определен военный комиссар Тома (Thomas).

Комиссия разделялась на три отделения. Первому поручено было производство, в исполнение всех требований начальников войск, заготовления в провиантских магазинах и доставка провианта, куда окажется потребность. Второму - полицейское управление, формирование жандармов и других войск, сообразно распоряжениям, какие на сей предмет будут получены Комиссией. Третьему - управление финансовою частью. В каждое из этих отделений, для скорейшего действия оных были назначены по два референдария. Сверх сего во всех уездах Минской губернии, занятых французами, учреждены были особые комиссии, подведомственные Главной Минской Административной Комиссии, коих действия состояли в приведении в исполнение распоряжений высшей комиссии. Все они снабжены были инструкциями.

Как французские войска, занимавшие Минскую губернию, продовольствовались не на наличные деньги, a получали все от жителей под квитанции, то для удобнейшего сбора, как продовольствия, так и подвоза, и сохранения возможного при сем случае порядка, по распоряжению князя Экмюльскаго, постановлено было иметь при армии из помещиков 24 комиссара, обязанностью коих было скорое и :точное удовлетворение всех военных потребностей.

Впоследствии устроены на разных коммуникационных пунктах провиантские магазины, но какое было дальнейшее по сему распоряжение и куда именно расходовались делаемые запасы - неизвестно.

Из входящего журнала Административной Комиссии Минского Департамента, кроме поступивших многих весьма отяготительных для жителей требований, в статье от 14 октября 1812 г. за № 372, значится, что, по повелению императора Наполеона, сверх имевшихся уже в магазинах продовольственных запасов, Административная Минская Комиссия обязана была немедленно заготовить: хлеба в зерне 200.000 центнеров, овса 64,517 бочек (полагая бочку в 154 гарнца) волов 10.000 штук, сена 20,000 центнеров и соломы 20,000 центнеров. Как вышеприведенные, так и все прочие распоряжения временного Минского Правления, действовавшего под непосредственным влиянием и строгим надзором французов, ясно доказывают, что существенною целью сих последних было: пользуясь слепым увлечением и мечтательными предположениями высшего класса граждан сего края, извлечь для себя всевозможные выгоды, не обращая ни малейшего внимания на угнетение и гибельное положение разоренных ими жителей.

По предложению французского генерала Барбанегра и комиссара Тома, постановлено было учредить в Минском Департаменте, по дороге к Вильне, Игумену и Борисову, почты и устроить таковыя же по Московской дороге от гор. Дисны по р. Двине. Эта часть была подчинена ведомству Полицейского Управления и отдана в распоряжение особого чиновника, но дальнейших по сему действий не видно, a только значится по оставшимся бумагам, что в гор. Минске был Центральный Почтамт, и что прогонные деньги взимались, как от курьеров, так и за эстафеты.

15-го июля французский комиссар Тома представил в Минскую административную комиссию ноту о необходимых потребностях для устройства и содержания военных госпиталей, каковая и была немедленно принята и поручена для выполнения референдарию Толкачу, впоследствии же учреждена особая госпитальная комиссия. Содержание для больных и раненых доставлялось первоначально добровольными пожертвованиями жителей, на таковой предмет Минская госпитальная комиссия рассылала к помещикам прокламации. Но после, для содержания военных госпиталей, деланы были реквизиционные сборы, a иногда отпускаемы и наличные деньги.

В это время Наполеон приказом, отданным 1-го числа июля 1812 г., повелел учредить в г. Вильне Временную Правительственную Комиссию Княжества Литовского, составив оную из одного генерального секретаря и пяти членов и назначив к ним со стороны французской - одного комиссара. Комиссии этой поручено было финансовое и провиантское управление и формирование войск. Сверх сего, во всех занятых французскими войсками губерниях, как-то: Виленской, Гродненской, Минской и Белостокской области, учреждены были особые административные комиссии, подведомственные главной комиссии Княжества Литовского и состоявшие каждая под управлением особого Интенданта и трех членов; для управления же уездов в сих губерниях назначены Подпрефекты, a самые губернии переименованы; повелено было сформировать немедленно в гор. Вильне два батальона национальной гвардии, a во всех прочих департаментах и уездах жандармов, подчинив таковых ведению комендантов, особо для сего назначаемых в каждый департамент из офицеров французских или польских войск. Вторым приказом, отданным того же числа, Наполеон именовал членов Временной Комиссии Княжества Литовского; 3-м приказом, в тот же день состоявшимся, назначены члены Административной Комиссии Минского департамента. Наконец, 4-м приказом, от 7-го июля, добавлено в Комиссию Княжества Литовского еще два члена. Таковыми же приказами. назначены: Литовским генерал-губернатором дивизионный генерал, граф Гогендорп, губернатором г. Минска именован бригадный генерал Брониковский, a Интендантом, председательствующим в администрации Минского департамента, Солнье-де-Кретель. К числу действий Временной Правительственной Комиссии Княжества Литовского принадлежит повеление обозреть все оставшиеся после Россиян бумаги,, к правительству касающиеся, на каковой предмет учреждена была в г.Минске особая Архивная Комиссия и разослана прокламация, чтобы и частные лица, если кто из тех имеет таковые бумаги, представляли бы их немедленно в вышеупомянутую Архивную Комиссию. В этом состояли все известные важнейшие действия Временной Правительственной Комиссии Княжества Литовского, до присоединения её к Варшавской Конфедерации.

В то самое время, когда в Литовском крае составлялись вышеописанные временные управления и приводились в исполнение разорительные для туземцев действия, в Варшаве, под влиянием и с утверждением короля Саксонского, гёрцога Варшавского Фредерика-Августа, под управлением князя Адама Чарторыжского, составилась Генеральная Конфедерация, целью которой было распространить во всех провинциях, некогда принадлежавших Польше, мысль о восстании и соединить их в одно тело. В этом духе собранные в Варшаве на Сейм штаты составили Акт и прислали оный в г. Вильно. Литва приступила к сей Конфедерации 14 июля 1812 г., a прочие места сообразно времени занятия их французскими войсками и призыву их к сему соединению. В Минском уезде принят акт Конфедерации, под председательством губернатора Минского департамента, генерала французских войск Брониковскаго, 19 июля; в Слуцке подписан акт присоединения еще в первых числах июля; в имении князя Иосифа Радзивилла, в Дисненском уезде, в м. Глембоком принят сей акт во время бытности там Наполеона. Бобруйский уезд приступил к Конфедерации и в м. Глуске под управлением генерала Рожнецкаго; Игуменский, Вилейский и Борисовский уезды замедляли присоединением к общей Конфедерадии, но и те подписали сей акт, под председательством своих Подпрефектов, в первых числах октября месяца 1812 г. По распоряжению Временной Литовской Правительственной Комиссии, от 15-го числа августа месяца, назначено было на Генеральный Сейм, имеющий быть в Варшаве, избрать депутатов от всякого уезда и города, приступивших к акту Конфедерации-по два человека; но приведено ли сие в исполнение по Минскому департаменту, из бумаг не видно. Между тем Временная Комиссия Княжества Литовскаго приводя в исполнение повеление Наполеона, предложила сформировать полк гвардии, который должен был поступить под командование генерала графа Красинскаго; в состав сего полка назначено было взять из дворян Минского департамента 1.000 человек; особо предписано было составить в каждом губернском городе национальную гвардию, a в каждом департаменте корпус жандармов. Однако ж таковое распоряжение по Минскому департаменту не было совершено, ибо в полк литовской гвардии, по-видимому, немногие из литовских дворян пожелали вступить на службу, Национальной гвардии вовсе в Минске формировано не было, a корпус жандармов в Минском департаменте, под начальством полковника Ошторпа, состоял только из 71 человека разных чинов и 19 лошадей. Сверх сего велено было составить в Минском департаменте из стрелков, принадлежавших к лесной страже, 2 батальона; но и это предположение осталось почти без исполнения; по оному только в Несвиже собралось малое число стрелков. Так везде почти разрушались сами собою все наружно блестящие, но не обдуманные преднамерения тогдашнего правления и исчезали вместе с минутными вспышками многословного патриотизма польского дворянства; один только Станислав граф Чапский, успел кое-как сформировать из кантонистов, доставляемых помещиками, 22-й линейный полк, погибший в первом сражении с войсками, под командою адмирала Чичагова состоявшими. Как выше сказано, французская армия содержалась сбором от жителей запасов, потребных для продовольствия; выдача этих продуктов делалась на рационы; за каждого кантониста или рекрута, поступающего на службу, обязан был владелец вносить в местное правление по 7 рублей серебром; наконец, велено было доставить из Минского департамента в г. Вильно, для кавалерии и подъема военных тягостей, до 200 лошадей.

Касательно гражданского управления Временная Комиссия Княжества Литовского издала следующие постановления: а) об организации и действии Подпрефектуры, в каждом уезде установленной; б) о муниципальности в городах каждаго департамента; в) об открытии присутственных мест для дел уголовных и гражданских; г) о пошлинах, которые на основании конституции 1789 года, обязано было платить духовенство; д) о гербовой бумаге; е) о податях, какие должно было платить; ж) о курсе монеты разных наций, выдаваемой тогда войсками, Вследствие таковых постановлений учреждены были в уездах подпрефектуры, a в столицах каждого департамента муниципальные правления; в других же городах уездных Минского департамента управление полицейскою частью поверялось особым Комендантом.

Присутственные места, как-то: уголовная и гражданская палаты, уездные суды и магистраты, открыты были в июле месяце и решали дела по прежним польским узаконениям.

Во время правления краем Литовскою Правительственною Коммиссией, повелено было Наполеоном, чтобы жители Минского Департамента вносили поголовной подати, полагая на душу 1 руб. 42 коп. серебром, всего 538.927 руб. серебром; все недоимки, оставшиеся после Российского Правительства, a равно взносы консумпции и пропинации по Минской губернии велено было взыскать в течение 7 дней. Все казенные бискупские и оставшиеся по Иезуитах имения велено взять в опеку, куда поступали также и все имущества, конфискованные Российским Правительством; на имения, приобретенные по какому-либо праву частными лицами от Российского Правительства должны были владельцы немедленно представить в Комиссию законные документы.

Для лучшего и скорейшего приведения в исполнение сего постановления и сбора различных податей во всякую подпрефектуру определены особые казначеи и бухгалтеры, a для умножения доходов издана табель о взимании пошлины с продаваемых продуктов. Таковой образ правления существовал здесь от июля до ноября месяца 1812 года, т. е. до занятия вновь г. Минска российскими войсками, под начальством адмирала Чичагова состоявшими.

Наполеон во время похода на Россию, следуя чрез Дисненский уезд, квартировал 6 дней в м. Глембоком, в тамошнем Кармелитском монастыре, и в течение этого времени один раз только разговаривал с Настоятелем помянутого монастыря, покойным ксендзом Пясецким; расспрашивал его: «как далеко до Москвы? Какие по этой дороге текут реки; широки ли и глубоки ли они? Не водятся ли в этих местах ядовитые мухи? Кому монахи этого монастыря особенно преданы и кого они почитают умнейшим из своих собратий»? Кроме сего здесь же расспрашивал Наполеон захваченного в плен Дисненскаго уезда помещика Коссова о расположении и числе российских войск. В прочих местах, по пути следования чрез Минскую губ., как сам Наполеон, так и его Маршалы, a равно и главнокомандовавшие нашими войсками останавливались весьма на короткое время, и по давности лет не нашлось никого из жителей, кто бы лично их видел и удостаиваем был разговором.

По изгнании неприятелей из Минской губ., в городах и уездах оной, чрез которые ретировались французские войска, осталось чрезвычайно много мертвых тел, людей и лошадей, отчего, несмотря на все старания частных лиц зарывать трупы, с приближением весны начали проявляться в тех местах заразные болезни.

Российское Правительство назначило команды под управлением особых чиновников, которым велено было зарывать и сжигать мертвые тела. Из оставшихся от того времени в архивах некоторых сведений и донесений ближайших местных начальников видно: от первых чисел февраля месяца и до марта 1813 года погребено и сожжено в гор. Минске умерших неприятелей 17.000 чел.; в Борисовском уезде зарыто. и сожжено человеческих трупов 40.296, a лошадей 34.511, в том числе полагать должно зарытых и сожженных при с. Студенке человеческих тел 8.0 52 лошадей 4.258; в прочих же уездах по пути следования неприятелей зарыто и сожжено трупов: человеческих 55.636, лошадей 31.613; однако ж и это число можно принять только как приблизительное, ибо по давности. времени и недостатку сведений, невозможно определит в точности числа погибших неприятелей,, коих весьма много там зарываемо было жителями, до назначения еще Правительством для сего особых чиновников.



[1] Записка эта озаглавлена след. образом: "Исторические сведения об Отечественной войне 1812 г., извлеченные из оставшихся в архивах документов и: основанные на донесениях чиновников, делавших по сему предмету разыскания". Ред.

 
Top
[Home] [Maps] [Ziemia lidzka] [Наша Cлова] [Лідскі летапісец]
Web-master: Leon
© Pawet 1999-2009
PaWetCMS® by NOX