По ту сторону
После бурных событий начала века в 20-е годы мир начал потихоньку отходить от войн и революций. Спорт у уставших от потрясений людей быстро завоевывал популярность и авторитет. Для разделенных по рижскому договору границей белорусов спортивная жизнь в 20 - 30-е годы шла, словно в параллельных мирах: минчане, могилевчане, витебчане и гомельчане выступали в чемпионатах СССР, а представители Гродно, Бреста и Пинска - в первенствах Польши. В то же время если о спортивных кумирах довоенной БССР Науме Лапидусе, Борисе Большакове и других пусть немного, но известно, то о "западниках" - практически ничего. Попробуем восполнить этот пробел.
Наиболее популярными в Западной Белоруссии были бокс, велоспорт, легкая атлетика, стрельба, позднее начали активно развиваться игровые виды - волейбол, баскетбол, канадский хоккей. Однако, как и сегодня, спортом номер один являлся футбол.
В середине 20-х во многих городах стали появляться футбольные команды, созданные, как правило, по производственному или национальному признаку. Число клубов быстро росло, а с ними росло и количество желающих участвовать в чемпионате Польши. Первые годы клубы выступали в чемпионатах Люблинского и Виленского округов. Но уже накануне сезона 1929 года на футбольной карте появились два новых округа - Полесский с центром в Бресте и Белостокский, власти которого вопреки названию размещались в Гродно! Победители чемпионатов Полесья и Белосточчины получили реальную возможность пробиться в число сильнейших команд Польши, которых с 1927 года объединяла высшая лига. Попасть в лигу можно было, пройдя многоступенчатую систему отборочных турниров, в которых участвовали победители региональных первенств.
Гродненцы задавали тон в воеводстве. Достаточно сказать, что лишь дважды - в 1930 и 1935 годах - они пропустили вперед иногородние клубы. Первым чемпионом округа стала "Кресовия" (Cresovia Grodno). Но основные силы довоенного гродненского футбола были собраны в армейской команде WKS Grodno(в переводе дословно СКА - спортивный клуб армии), которая первенствовала в чемпионатах 1931 - 1934 и 1936 - 1939 годов. Сначала она представляла размещенный в Гродно 76-й полк пехоты, а затем и весь городской гарнизон. Руководителем секции и большим поклонником футбольного клуба был поручик Кароль Довгялло.
В сезоне 1938/39 годов гродненские армейцы во всех матчах потеряли лишь очко! Это, возможно, была сильнейшая команда довоенного Гродно. В ее основе играли: Зенько-Бубнович, Юргилевич, Лупачик, Стемпиньский, Мельников, Тадеуш, Владислав и Евгений Адамчики, Ижыньский, Побуренный, Йоб. Кроме них, за гродненскую команду выступало немало других популярных в те годы спортсменов, в том числе и известные легкоатлеты Александр Йочыс - рекордсмен Польши в беге на 110 метров с барьерами и Вацлав Сидорович.
Много зрителей приходило на матчи гродненских еврейских клубов "Крафт" (Kraft), "Маккаби" (Makabi) и "Ютшня" (Jutrznia), своя команда была в Волковыске.
Власти округа решительно боролись за дисциплину на футбольном поле и вокруг него. Из газеты "Дзенник кресовы" можно, например, узнать о разборе инцидента на гродненском стадионе во время финального матча за право играть в классе "А" округа между местной "Кресовией" и клубом ZTGS "Маккаби" (Сувалки) (Makabi Suwalki). "Кресовия" тогда обыграла соперников, однако за нарушение порядка во время матча футбольными властями был наложен штраф в размере 50 злотых на хозяев поля. Суровые наказания понесли и отдельные игроки "Кресовии". За удар в лицо игрока соперников Шода был дисквалифицирован на 1 год, а Ростислав Козловский был пожизненно (!) лишен права носить повязку капитана и дисквалифицирован на 6 месяцев как игрок за оскорбление главного арбитра матча.
Матчи в Гродно проходили на стадионе Окружного общества физического воспитания по улице Собеского, 3 (район нынешнего стадиона университета). Это был настоящий городской праздник. Накануне газеты не скупились на анонсы предстоящей игры. В день матча на стадионе часто выступал военный оркестр, а перед главной игрой дня "для разогрева публики" проводились матчи юниоров. Билеты по тем временам стоили недешево - до 1 злотого, но это не отпугивало истинных поклонников спорта, народу собиралось очень много.
Не меньший интерес у зрителей вызывал и чемпионат Полесья. Один из самых крупных по территории, Полесский футбольный округ оказался самым скромным по числу зарегистрированных игроков (241) и клубов (16) - в округах Южной и Центральной Польши футболистов было на порядок больше.
По численным показателям сравнивать Полесье можно было только с соседней Волынью, но и та, несмотря на небольшое количество клубов, имела завидную географию: 16 команд размещалось в 7 городах и местечках, в то время как на Полесье в 1930 году было всего 3 футбольных центра. Брест представляли WKS 82-го полка пехоты, WKS связистов, ZKS, "Крафт", "Крэсы" (Kresy), "Аматожы" (Amatorzy), "Звезда" (Gwiazda), "Спортовец" (Sportowiec) и "Сокол" (Sokol); Пинск - "Полесье" (Poliesie) и "Гакох" (Hakoah); Кобрин - "Стрелец" (Strzelec)и "Гасмонея" (Hasmonea). Практически все команды были сосредоточены в метрополии воеводства - Бресте. Здесь по адресу Нарутовича, 5 размещались и местные футбольные власти.
Первое время в регионе не было равных армейским командам. Сначала трижды чемпионами становились футболисты 82-го полка пехоты, в рядах которого выделялись Гереш, Матиевский, Гвоздинский и Пец. "Пехоту" сменили "танкисты" - футболисты 4-го танкового дивизиона, лидером которых был Казмерский, а в 1934 году чемпионом стал WKS - объединенная команда гарнизона. Только в 1935 году гегемонию Бреста нарушил Пинск.
Толчком к развитию футбола на берегах Пины послужил приезд сюда известного в довоенные годы игрока и тренера Кароля Коссока (Karol Kossok). Выступавший в высшей лиге за клубы Катовиц, Кракова и Львова, он в 1930 году стал чемпионом Польши, забил 3 мяча, выступая за национальную сборную. После завершения игровой карьеры Коссок стал известным тренером, в одном из матчей руководил даже национальной сборной. Именно его усилиями пинская "Котвица" (Kotwica Pinsk) вышла на первые роли в воеводстве. Основой "Котвицы" - в русском переводе "Якорь" - стали военные моряки, служившие на берегах Припяти.
С 1937 года моряков сменили цивильные клубы. Успех брестского "Руха" (Ruch Brzesc) совпал с вводом в строй нового стадиона в городе, хорошо известного всем нам сегодня под названием "Динамо". Затем чемпионом еще стала брестская "Погонь" (Pogon Brzesc), а последний титул вновь выиграли пинчане из KPW "Огниско" (Ognisko Pinsk).
Региональные соревнования проводились в нескольких лигах. Класс "А", в котором разыгрывалось звание чемпиона, был, по сути, вторым уровнем польского чемпионата. Победитель округа осенью начинал борьбу за выход в высшую лигу. На первом этапе в группы собирались соседи, поэтому из года в год победители Полесского, Белостокского и Виленского округов разыгрывали между собой единственную путевку в следующий этап.
Наибольших успехов добились брестчане. В 1930 году WKS 82-го полка пехоты вышел в финальный турнир, однако, проиграв с крупным счетом первые два матча, отказался от дальнейшей борьбы. На следующий год брестские "пехотинцы", пройдя первый этап, проиграли в полуфинале WKS Siedlce - 1:4 и 1:3, который затем три года выступал на высшем уровне.
Создание в Вильно объединенной армейской команды WKS "Смиглы" (WKS Smigly Wilno)поставило шлагбаум на пути в лигу Бресту, Гродно и Пинску уже на первом этапе. Брестчане постепенно утратили лидирующие позиции и стали все чаще проигрывать гродненцам. А Гродно не использовал свой шанс в 1938-м. На решающий матч с включенным в нашу группу "Клубом полиции" (PKS Luck)из Луцка WKS выехал без трех ведущих игроков и проиграл...
Из всех команд, представлявших нынешние белорусские города в чемпионатах Польши, лишь команды Новогрудского воеводства, входившие в Виленский округ, так ни разу и не смогли пройти дальше регионального первенства. Неудивительно. Ведь даже для более крупных Бреста и Гродно "виленский орешек" был не по зубам. Между тем количество команд в Лиде, Барановичах, Слониме и Новогрудке заслуживает внимания. В 1930 году 20-тысячная Лида имела 4 команды: WKS Lida, Клуб полиции (PKS Lida), пожарников (KS Och. SP Lida) и "Крафт". Двумя коллективами были представлены Барановичи, по одному Новогрудок и Слоним.
В середине 30-х годов, когда шанс пробиться в высшую лигу стал реальным, спортивные функционеры начали искать пути объединения сильнейших игроков в своеобразные сборные городов. Гродненский WKS, пинская "Котвица" и даже виленский "Смиглы", по сути, и являлись такими сборными. Эти клубы имели хорошую материальную базу, в дубле обкатывали молодежь и могли приглашать на решающие матчи игроков других команд, в том числе из высшей лиги. В то же время финансовые трудности не позволяли развернуться многим гражданским клубам. Нередкими были недоезды команд и отдельных игроков на матчи из-за отсутствия денег на билеты. В Гродно только "Кресовия" имела солидные условия и, возможно, не культивируй в клубе еще 9 видов спорта, успехи "Кресовии" в футболе были бы куда солиднее.
Не имея возможности пробиться на более высокий уровень, сильные игроки, как правило, не задерживались в белорусских клубах. Одним из таких футболистов был Марьян Шаллер. Блеснув в 1927 году в "Кресовии", свои лучшие матчи он провел в варшавской "Легии", откуда приглашался и в сборную Польши. Выступали в высшей лиге брестские и пинские футболисты - Панасюк, Терпиловский, Гвоздинский, Барток, Тымославский...
Одним из сильнейших футболистов виленского "Смиглы" был Юлиуш Баллосек. Родившийся неподалеку от Гродно, он начал свой спортивный путь в "кошулях" 76-го полка пехоты, затем выступал за "Ягеллонию" (Белосток) (Jagellonia Bialostok), виленские "Огниско" (Ognisko Wilno) и "Смиглы". Мастер розыгрышей стандартных положений, он запомнился на многих стадионах своими пушечными ударами и хладнокровным исполнением пенальти. В единственном своем сезоне в высшей лиге Юлиуш стал одним из лучших бомбардиров "Смиглы", забив 5 мячей. Увы, жизнь его оборвалась в оккупированном Вильно...
Хотя ни один из "белорусских" клубов так и не сыграл в польской элите, Брест все-таки "засветился" на высшем уровне. Его представитель, Войцех Зело, в качестве арбитра полностью отсудил сезон 1938 года.
В коротком экскурсе об истории довоенного футбола в Западной Белоруссии нельзя не упомянуть и о знаменитом нападающем минского "Динамо" 40 - 50-х Николае Шевелянчике. Свой путь в большой футбол он начал в 1937 году в Пинске...
Сегодня трудно сравнивать уровень футбола в Западной и Советской Белоруссии. Политические реалии тех лет не позволяли спортсменам Польши и СССР встречаться между собой. Но, безусловно, организация футбольного хозяйства и стройная организация национального чемпионата были плюсом "западников". Судить об уровне их игры можно по итогам 1940 года, когда команды Гродно и Бреста приняли участие в чемпионате БССР. Клубы с "запада" недосчитались многих ведущих игроков, особенно из числа военнослужащих, но и в таком разобранном состоянии выступили вполне достойно. А в первом послевоенном чемпионате БССР динамовцы Бреста и Гродно заняли 2-е и 3-е места.
Хочется упомянуть и о встрече минчан с довоенным польским футболом. В октябре 1944 года в освобожденный Минск на матч с сильнейшим тогда клубом города - ОДО приехал вильнюсский "Спартак". В составе гостей на поле вышли несколько игроков, выступавших в 1938 году в высшей лиге за "Смиглы". Минчане выиграли матч - 3:1, а белорусский журналист отметил в рядах соперников вратаря Марьяна Яхимовича (Jachimowicz) - по кличке "Чарски" (Czarski), который был одним из символов довоенного виленского футбола.
Если отвлечься от футбола, то можно привести воспоминания известного боксера и тренера Владимира Когана, который, рассказывая в своей книге "Ринг зовет" о тех временах, говорил о значительном подъеме белорусского бокса после присоединения Западной Белоруссии. Действительно, командную победу в чемпионате БССР 1940 года одержали брестчане. Лучшими теннисистами БССР стали представители "запада" - Щавинский (Szczawinski) из Белостока среди мужчин и Малярчикова (Malarczykowa) из Гродно среди женщин. Удачным был этот год и для брестского велосипедиста Евгения Малеца, который на минских трассах сумел стать чемпионом СССР в велокроссе.
История "кресового спорта" - это, конечно, не только футбол. Здесь хочется отметить командное "золото" пинчан чемпионата Польши в стрельбе из лука и "серебро" волейболистов гродненской "Кресовии". Дважды чемпионом Польши в метании диска становился гродненец Леонид Федорук (Lieonid Fiedoruk. Первую в мире любительскую многодневку "тур Полония" в 1928 году выиграл воспитанник брестского велоспорта Феликс Венцек (Feliks Wiacek). Возможно, сегодня покажется удивительным и тот факт, что в далеком 1926-м "Кресовия" была одним из учредителей Польской федерации хоккея на траве. Этот вид спорта вернулся в Гродно только в конце 70-х. Не был в диковинку для Западной Белоруссии и хоккей с шайбой. Даже в небольшом Волковыске уже в те далекие годы было 3 команды, игры которых привлекали на городской каток немало зрителей.
А олимпийцы?
Родившийся под Гродно Юзеф Клуковский (Jozef Klukowski) привез с довоенных Олимпиад две медали: "золото"-32 и "серебро" 1936 года. И не важно, что завоеваны они были не на спортивных аренах, а в неразыгрываемых нынче конкурсах среди деятелей культуры. Их победители и сегодня полноправные олимпийские чемпионы. Любопытно, что земляк Клуковского, выступавший к тому времени за варшавские клубы Кароль Руммель (Karol Rommel) , не только завоевал "бронзу" 1928 года в конном спорте, но и успел поучаствовать под флагом России в Олимпиаде 1912 года!
Не повезло с олимпиадами одному из самых известных легкоатлетов тех лет Витольду Герутто (Witold Gierutto). Свой спортивный путь он начал в "Кресовии", а затем защищал цвета виленского AZS, варшавских клубов. В сентябре 1938-го он стал вице-чемпионом Европы в десятиборье, а за все время выступлений установил более десятка национальных рекордов Польши, неоднократно становился обладателем чемпионских титулов в разных дисциплинах легкой атлетики. К сожалению, его лучшие годы пришлись на время войны, и выступление на Олимпиаде-48 было уже "лебединой песней" спортсмена, впоследствии возглавлявшего федерацию легкой атлетики Польши.
Вторая мировая безжалостно сломала судьбы. Многие известные спортсмены из Западной Белоруссии полегли на фронтах, другие погибли во время оккупации, в концлагерях и гетто. Нелегкими были и первые послевоенные годы. Изменившиеся границы и политические реалии тех лет вынудили некоторых навсегда покинуть родные места: кого забросило на восток в далекий Казахстан, кто выехал на запад в Польшу, Великобританию, США или Канаду. Среди тех, кто остался, был Анатолий Марцинкевич (A. Marcinkiewicz), прекрасный гродненский баскетболист, впоследствии ставший первым тренером олимпийского чемпиона Ивана Едешко.
Сегодня можно по-разному относиться к успехам спортсменов Западной Белоруссии. Возможно, кто-то скажет, что выступали они под польским флагом и не имели ничего общего с нашим спортом. Но ведь эти люди не выбирали страну. Они просто жили в своем городе и, даже покинув его, не забывали о своих корнях. В Польше по этому поводу любят рассказывать о человеке, который родился в Австрии, работал в Польше, сидел в тюрьме при немцах, а умер в СССР, и все это, не покидая родного Львова. Ну а теперь, чтобы прийти на его могилу, родственникам нужно брать украинскую визу. Поэтому, как мне кажется, оглядываясь назад, нельзя сегодня предавать забвению победы и поражения тех, для кого время выбрало непростые 20 - 30-е годы.